Таррагона — типично испанское название. В 713 году началась эпоха арабских завоевании Испании, в результате чего Таррагона была под властью арабских правителей 400 лет. Это время было весьма неспокойным, с такими причудливыми сочетаниями действующих персонажей. Вот например фрагмент типичной хроники тех лет, взятый из Вики:
«Эль Сид совместно с войском Аль Мутамида — эмира Севильи, союзника кастильского короля, разгромил армию правителя Гранады Абдуллы. На беду при Абдулле состоял граф Гарсия Ордоньес, любимчик короля Альфонсо. Сей граф очутился в плену у Родриго. Вскоре Эль Сид осуществил налёт на Толедо. Над этим городом Альфонсо давно установил свой протекторат. За это Альфонсо в 1080 году изгнал Сида. После этого Эль Сид служил у эмира Сарагоссы, успешно воюя с барселонским графом Рамоном Братоубийцей и с Санчо Рамиресом»
Особенно впечатляют «эмир Севильи» и «правитель Гранады Абдулла», в компании с графом Барселоны, у которого было весьма выразительное прозвище. Веселое видать было время!
Главное действующее лицо — Эль Сид, или попросту говоря — Аль — Саид, на самом деле именовался Родриго Диас. Интересно, что его арабоязычное имя более известно, чем исконно испанское. И скорее всего, именно его имел в виду Идрис Шах, когда рассказал эту историю про лорда Тарагоны Рударигха, или Родериго.
Трудно сказать, что сподвигло Родериго отвлечься от многочисленных баталий и интриг, но он возжелал познать истину. А поскольку суфийские мастера были известны как искатели истины, то процесс познания был организован очень просто: по приказу Родериго суфий Омар Аль — Калави из Таррагоны как носитель истины был схвачен и доставлен во дворец для краткого ее изложения весьма занятому повелителю. Идрис Шах рассказывает:
Родериго сказал: — Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, которую ты знаешь, понятными мне словами, а не то придется тебе распрощаться с жизнью.
Омар ответил: — Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен на свободу, если он говорит правду в ответ на вопрос и эта правда не свидетельствует против него?
— Да, соблюдаю, — сказал владыка.
— Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего владыки, -сказал Омар. — А теперь я скажу истину и не одну, а целых три!
Родериго с высокомерным сомнением заявил:
— Мы должны воочию убедиться, что твои слова представляют собой действительно истину как таковую. Доказательство должно сопровождать твои слова.
— Для такого владыки, как ты, — продолжал Омар, — которому мы собираемся выдать не одну, а целых три истины, мы уж постараемся дать истины, которые будут самоочевидными.
Родериго на этот комплимент распустил хвост веером.
Можно представить, в какой обстановке проходил этот диалог. Тихий книжник в дервишеском облачении стоит на дорогом ковре. Вокруг — разодетая в вычурные наряды и разукрашенная драгоценностями придворная знать. И сам Родериго, он же Аль — Саид, которому ничего не стоит достать меч и отрубить бродячему философу голову. Впрочем зачем лорду мараться самому? Достаточно подать знак рукой, и ближайший воин сделает это за хозяина.
Конечно, все это знал и понимал суфийский мастер Омар Аль — Калави. Прозвучали его истины, которых так жаждал правитель:
— Первая истина, — сказал суфий, — состоит в том, что я есть тот, кого зовут Омар, суфий из Тарагоны.
Вторая — это то, что ты согласился меня отпустить, если я скажу истину.
Третья состоит в том, что ты хочешь знать истину, которая соответствует твоему пониманию.
Занавес.
Говорят, что впечатление от этих слов было таково, что тиран был вынужден отпустить суфия.
И ведь не поспоришь.
Ответить