Оригинальное название АЗН-В звучит так: ADS-B Automatic Dependent Surveillance-Broadcast.
ADS-B, или Автоматическое Зависимое Наблюдение в режиме Вещания (АЗН-В) — это технология, которая позволяет наземным службам управления воздушным движениям, а проще — диспетчеру, знать координаты воздушного судна, которое он сопровождает.
Каждое слово в аббревиатуре АЗН-В несет определенный смысл. Расплывчатое слово «наблюдение» (surveillance) означает, что диспетчер «наблюдает» за самолетом, и поэтому как минимум знает его координаты — местоположение на карте воздушной обстановки и высоту. В дополнение к этому, диспетчер из данных наблюдения получает бортовой номер самолета, а также дополнительную информацию, которую самолет может передать по каналу наблюдения.
Отличие АЗН-В от традиционных видов наблюдения, таких например как вторичный радиолокатор — ВРЛ (Secondary Surveillance Radar — SSR), или первичный радиолокатор — ПРЛ (Primary Surveillance Radar — PSR) заключается в том, что координаты борта не определяются наземными средствами, как это происходит в случае с радиолокаторами. Радиолокатор является независимым средством наблюдения, потому что определяет координаты самолета самостоятельно. В отличие от ВРЛ и ПРЛ, технология АЗН-В является зависимой. Это означает, что координаты самолет определяет свои координаты самостоятельно, с помощью бортового оборудования, и уже потом передает их наземным службам.
Каким образом борт определяет свои собственные координаты? Очень просто, с помощью спутникового приемника GPS. Полученные GPS приемником координаты, вместе с бортовым номером и другой информацией, передаются на землю.
То обстоятельство, что в определении координат воздушного судна мы вынуждены полагаться оборудование этого же судна, а не на наземное оборудование, делает наблюдение зависимым. При отказе средства определения координат — GPS наблюдение делается невозможным, чего не может произойти при использовании независимых средств наблюдения.
Как мы видим, технология АЗН-В сильно упрощает процедуру наблюдения. Все, что требуется — это приемник GPS на борту и средства передачи данных по радиолинии земля — борт. На земле не требуется никаких локаторов и радиомаяков — только принять данные по радиолинии и отобразить их диспетчеру.
На самом деле, радиолиния в случае вещательного (broadcast) АЗН не является двухточечной — с борта только до определенного наземного оборудования. Данные с борта передаются в широковещательном режиме на стандартной частоте 1090 МГц, и любой, у кого есть приемник этого диапазона и средства обработки данных в соответствии с протоколом АЗН, может получить координаты всех воздушных судов в зоне действия бортового передатчика 1090. Этим вещательное АЗН-В (ADS-Broadcast) отличается от контрактного АЗН-К (ADS-Contract), в котором сообщения передаются строго тому, для кого они предназначены.
Как организована радиолиния борт — земля, по которой передается координатная информация АЗН-В и другие данные? Используются две радиотехнологии передачи цифровых данных:
- UAT — Universal Access Transceiver;
- Mode S Extended Squitter (ES) — режим S расширенного сквиттера.
И в том и другом случае, обеспечивается передача цифровых данных с борта на наземное оборудование. На рабочих местах диспетчеров координатная информация комплексируется с другими данными наблюдения и отображается на индикаторах воздушной обстановки.
В соответствии с концепцией международной организации гражданской авиации ИКАО (ICAO), технология АЗН в перспективе должна заменить вторичные радиолокаторы — SSR.
я не понял про что сайт zdravmoda 🙂
однако, прочитав аннотацию, понял, что автор оригинален 🙂
разместил ссылку на этот сайт здесь http://forum.adsbradar.ru/f19/zdravmoda-azn-v-1051/#post8471
но не это главное, хочу еще сказать про АЗН-В или по нерусски — ADS-B
здесь http://adsbradar.ru есть куча информации по этой теме, всем желающим welcome!
Да, здесь много чего есть. Спасибо за ссылку