Если у вас нет дома,
Пожары ему не страшны,
И жена не уйдёт к другому,
Если у вас нет жены.
Если у вас нет тёти,
То вам её не потерять,
И если вы не живёте,
То вам и не умирать.
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами —
Иметь или не иметь.
Помните эту песню? Если кому-либо пришло в голову уместить в несколько строк содержимое трактата «Дао дэ дзин», который написал Лао-Цзы, то это можно было бы сделать именно так. Ведь в самом деле:
Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни…. обычные люди приобретают славу со страхом и теряют ее тоже со страхом. Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я несчастен, потому что дорожу самим собой и боюсь потерять свой статус
Вся идея трактата пронизана этим — «если вы не живете, то вам и не умирать». Эта фраза может показаться унылой перспективой, если понимать жизнь так, как понимаем ее мы. В представлении Лао-Цзы жизнь — это нечто совершенно другое. Есть Дао — поток событий; можно с ним бороться, можно с ним плыть. Подозреваю, что все мудрецы прошли этап борьбы с потоком и пришли к тому, что проще и приятнее просто плыть по нему.
Печальная история всех древних книг такова, что они доходят до нас в неизменном виде, когда система ценностей, понятий и терминология изменяется настолько, что текст становится диковинным и слишком простым. Неспроста мастера древности запрещали записывать свои высказывания, и они жили и проходили сквозь века в виде притч, которые передавали друг другу нескончаемые рассказчики в виде интересных анекдотов.
Вот и Лао-Цзы, который вел неприметную жизнь смотрителя плантации лаковых деревьев, не собирался писать никаких книг. Неизвестно, откуда он появился и куда ушел. Известно лишь, что перед своим уходом в никуда, начальник пограничной стражи упросил его изложить свои идеи на бумаге, чтобы оставить их потомкам. К слову, вот были интересные пограничники в те времена! Идет такой странник без определенных занятий, с котомкой за плечами, и Страж Границы заводит с ним разговор, выделяет пишущие инструменты и бумагу (что в то время стоило недешево), и просит написать трактат. Так и появился Дао-дэ-цзин, а про Лао-Цзы после этого больше никто ничего не слышал.
Теперь вернемся к терминологии. Эта небольшая книга, на самом деле, может быть самый первый источник по процессному подходу. Причем в ней описывается глобальный процесс — Дао, в котором сложены векторы всех усилий, намерений, как совпадающих, так и противоположных. Сложность этого процесса такова, что модели для его описания отсутствуют напрочь. Раз мы его не можем описать, значит не можем им управлять — это первый вывод. Тем не менее, мы можем его использовать — это второй вывод. Как это сделать? Ключ — здесь:
Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало
Здесь раскрыты целых три момента. Метод: вливаться в процесс и не мешать ему своими надуманными мыслями и поступками. Результаты, коих два: контроль над участниками процесса и самое ценное: знание о его истоках.
Что происходит после выпадения из процесса Дао?
Когда устранили великое Дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. … Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются «верные слуги».
Человеколюбие и справедливость в кавычках — это фарисеи. Знакомая история, правда? А про «верных слуг» вообще в точку, для этого даже в древнюю историю закапываться не надо, достаточно современной…
В Дао-дэ-цзин разбросано много ключей, трактат просто напичкан ими. Они становятся заметными только тогда, когда сокращается разрыв между смыслом ключа и уровнем твоего понимания. Как в славной игре Hexen, которую я в свое время прошел до конца и разобрался таки с волшебником в последней сцене. Красивые были пейзажи, что и говорить, а насчет ключей — дернешь рубильник в одной комнате, и где-то на краю земли поднялась лестница. А ты по этому месту проходил уже сотню раз.
Поскольку глобальному процессу нет смысла противостоять, меняется концепция силы. Она парадоксально расходится с общепринятыми представлениями. Тем не менее, из этих строк вышли самые эффективные «внутренние» стили кунг-фу и само айкидо:
Древко крепкое сломается,
Могущественное войско погибнет.
Мягкое и слабое — спутники жизни,
Твердое и сильное — спутники смерти.
Не читайте Дао-дэ-дзин запоем. Текст слишком концентрированный, его надо употреблять сильно разведенным )
«Не читайте Дао-дэ-дзин запоем. Текст слишком концентрированный, его надо употреблять сильно разведенным )»
Хорошо сказано! Очень хорошо!
Добавлю, что в иероглифе Дао присутствуют три составные части: глаз (видеть), голова (понимать) и дорога (идти).