«Два мира — два Шапиро»
(популярная цитата советских времен)
Рассказывая про поездку в американскую компанию ITT Exelis, отложил на потом самую суть: как устроена федеральная сеть ADS-B, которую разрабатывала эта компания. Это именно сеть, поскольку осмысливая результаты этого визита, стало ясно, что на западном рынке никто уже не работает на уровне абстракций изделия: «изготовили — поставили». Изделие уже не является продуктом как таковым, а всего лишь входит в состав сети, главным коммерческим выхлопом которой являются сервисы (услуги).
Но обо всем по порядку.
Поучительная история
Краткая история того, как строилась сеть ADS-B. Для нас она поучительна в том смысле, что раскрывает схему взаимодействия США как государства и частного бизнеса в этой отдельно взятой области. Джон Кефалиодис рассказал про истоки этого сетевого проекта.
Когда в системах независимого наблюдения за воздушным движением явно обозначился тренд от классических вторичных радиолокаторов в сторону существенно более дешевого зависимого наблюдения — ADS-B (АЗН-В, где буковка «З» так об этом и говорит — зависимого), возникла потребность покрыть страну сетью зависимого наблюдения. При этом американское государство в лице FAA — Federal Aviation Administration озвучило свои подходы к решению этой задачи. Заметим сразу, что никто не писал тяжеловесных ТЗ и не указывал, какие антенны должны быть в станциях ADS-B, какие процессоры они должны использовать и даже какую информацию передавать. Всю философию FAA в отношении этого проекта можно было выразить двумя предложениями:
- исполнитель создает сеть за свой счет;
- исполнителю предоставляется возможность стать оператором созданной сети и предоставлять на ней сервисы определения местоположения для FAA, зарабатывая таким образом.
Весь фокус именно в сервисах, а какое железо будет использовано — вопрос глубоко второстепенный. Все услуги прописываются в контрактах, и показатели качества услуг (SLA) также прописываются в терминах работы сети.
Можно предположить, что такой подход мигрировал из телекоммуникационной области, где намного раньше фокус переместился с железа на сервисы. Забегая вперед, отмечу, что в сети ADS-B созданной ITT Exelis есть и существенная нативная сетевая компонента — IP/MPLS с хорошо известными в телекоме средствами сетевого мониторинга, предоставления и контроля качества услуг такими как HP Open View и Remedy (вот уж не мог предположить, где встречу этих старых знакомых по своему предыдущему опыту работы в системных интеграторах).
Я не расспрашивал Джона, какие были риски вхождения в этот проект для его компании, и были ли они вообще существенными? В конце концов, операторская гарантия FAA обеспечивает прибыльный бизнес на многие годы вперед, а где найти инвестиции — для американского бизнеса вообще не проблема. Интереснее было то, какой вклад американского государства (в лице опять таки FAA) был сделан в этот проект. FAA взяло на себя все документальное обеспечение, в том числе формирование требований к сети и предоставляемым услугам. Джон оценил эту бумажную работу очень высоко, практически 50 на 50: то есть организационный вклад FAA был сопоставим с инвестиционным пакетом ITT Exelis (интересно, могут похвастаться таким наши отечественные структуры, такие как ГосНИИГА и сертификационные конторы?).
В сетевом контексте этого повествования даже нет смысла рассказывать о том, откуда появились сами станции ADS-B: их разработку просто заказали у одной из европейских компаний. То, что в отечественной практике является полем битвы в добывании контрактов у заказчика, в сетевой структуре ITT Exelis ушло глубоко вниз и было отдано на откуп профессиональным исполнителям. Бизнес не в железе а услугах!
Структура сети ADS-B: «у них» vs «у нас»
Раз уж мы заговорили про структуру сети, в которой понятие изделия находится внизу иерархии, приведем ее полностью (на рисунке слева). Справа отечественный аналог, в котором изделие является центральной и единственной частью (сопряжение и передача данных на понятие сети не тянут).
Как работает эта схема, напоминающая сетевой стек протоколов, хорошо известна тем кто работает в телекоме. Вот только к своему удивлению, я обнаружил что смена парадигмы с железа на услугу никак не приживается в головах отечественных заказчиков и разработчиков радиоэлектроники: блоки, шкафы, кузовы — понимаем, стройку на позициях — понимаем, сеть и услуги — все, полная блокировка сознания. Поэтому сделаем еще одну попытку и будем двигаться снизу вверх: по мере продвижения будет становиться меньше железа, зато больше сервиса и соответственно денег ?
Информация со всех станций ADS-B объединяется с помощью сети IP/MPLS. На уровне сети появляются термины источников и потребителей информации, и не только. На уровне сети возникают такие понятия, как обнаружение и управление сетевыми отказами (Fault Management), управление провключением услуг на уровне сетевого оборудования (Service Provisioning) и другие сетевые инструменты. Центр управления этими сетевыми инструментами находится в штаб — квартире ITT Exelis, где ведется постоянное дежурство (уровень качества услуг надо поддерживать — иначе штрафы по SLA!)
Сеть является прозрачной для приложений — программного обеспечения (ПО) которое крутится на серверах компании. Серверы приложений обеспечивают обработку всей информации о местоположении и выдачу этой информации потребителям услуг.
Серверами приложений управляет следующий уровень, расположенный этажом выше: это хорошо знакомая специалистам телекома абревиатура SDP (Service Delivery Platform — платформа предоставления услуг) и тарификация услуг, или, говоря простыми словами, сколько потребителю требуется оплатить за каждый вид услуги. Биллинговая система обсчитывает все сервисы системы и выдает счета пользователям.
На следующем выше уровне иерархии — сам оператор, или как сейчас говорят, провайдер сервисов, который ведет бизнес с клиентами (самый высокий уровень у тех кто платит деньги). Станции работают, по сети бегают данные, приложения их обрабатывают, клиенты платят, ITT Exelis зарабатывает — бизнес в деле.
На следующей картинке я привел небольшой фрагмент сети — схему взаимодействия серверов приложений (слева, серверы мультилатерации, ADS-B, ADS-R, TIS-B и FIS-B) и платформы предоставления услуг SDP. Как мы видим, мультилатерация тоже отлично прижилась в сетевой структуре.
Специалисты по УВД увидят здесь стыки в соответствии с милыми сердцу категориями Asterisk. Из схемы хорошо видно, что сопряжение уровней сервисной иерархии между собой — достаточно сложная задача, далеко выходящая за рамки разработки собственно радиотехнического оборудования.
Более наглядное представление всего стека взаимодействия (назовем его так) представлено на этом рисунке. В нем сервисный принцип и иерархичность выражены не так явно, но зато видно взаимодействие всех уровней системы на плоскости.
Вслед за телекомом
Как я уже упомянул пару раз, концепция сервиса, давно известная в телекоме, так и не прижилась в обеспечении центров УВД навигационными комплексами. На моей памяти были попытки сократить разрыв между услугами и железом: помню обращение одного федерального мобильного оператора, который попытался найти для себя новый рынок, используя свою сеть для интеграции данных центров УВД. Получился разговор слепого с глухим: поставщики оборудования так и не поняли, каким концом нужна сетевая инфраструктура и что такое сервис, а сам оператор также достаточно смутно представлял себе, как формируется информация в системе и кто является ее потребителем (покупателем).
Для тех кто все таки попробует двигаться в этом направлении, ждет еще одна засада, связанная с отечественным законодательством. Ну не получится так легко и просто, как в США, отдать федеральную сеть в управление и под предоставление услуг. Одних лицензий сколько нужно будет придумать…
Насколько я знаю, хотя станций АЗН-В полно в РФ, непосредственно в УВД они пока не задействованы(запись информации ведется, конечно, но диспетчера ей не оперируют). Хотя да, технология сильная — за 300 км. ловить борта на простую антенну. АЗН-В споттеры даже триангуляцию делали по простым ответам DF5 (далеко не все борты дают свои координаты, а у некоторых бортов сильно большая погрешность заявляется). Со стоимостью оборудования в копейки непонятно кому её и продавать то, в аэропортах свои станции стоять будут. Для простых граждан fr24 хватит.
Конечно наибольший эффект от информации появляется когда она связывается в систему. Хотя бы от того, что один и тот же борт может наблюдать пара станций АЗН-В, что позволяет улучшить точность местоположения.
Для малой авиации в Штатах используют UAT. Технология гораздо проще, на борту — одноплатный приемник (нам показывали FreeFlight). Такой приемник в отличие от бортового комплекта АЗН-В может позволить себе практически любой. Плюс к этому в США отдают на борты навигационную информацию, поэтому на планшете с приложением FreeFlight пилот видит всех кто летает в округе