Ян Кум (Jan Koum) рос единственным ребенком в семье прораба и домохозяйки. В его деревенском доме, который находился недалеко от Киева, не было горячей воды и электричества — правда этим и сейчас в России мало кого удивишь. В 1992 г., когда ему было 16 лет, ему пришлось иммигрировать с матерью в США. Для него она захватила с собой чемодан с тетрадями и карандашами, чтобы не покупать их в штатах и на этом сэкономить. Им выделили небольшую квартиру с двумя кроватями; мать работала няней, а сам Ян Кум был уборщиком в бакалейной лавке. Когда у матери обнаружили рак, семья жила на денежное пособие. Типичная иммигрантская история, каких было тысячи.
Отучившись в университете, Ян устраивается на работу в Yahoo. В это время он знакомится с Брайаном Эктоном (Brian Acton), который активно инвестировал в интернет-бизнес. Брайан был не очень удачливым инвестором, потому что потерял все свои миллионы, когда доткомовский пузырь лопнул в 2000 году. После смерти матери Ян жил у Брайена. Они были друзьями; после того как они покинули Yahoo то попытались устроиться на работу в Facebook, но получили отказ. В январе 2009 года Кум купил iPhone и осознал, какие перспективы перед ними разворачиваются. Уже в феврале этого же года они зарегистрировали компанию WhatsApp, которая разработала мессенжер для смартфонов, в этом же году сервис был запущен.
В начале все пошло не так, как ожидалось. Лишь около сотни владельцев iPhone загрузили WhatsApp — и в основном это были американские друзья. Яном овладело отчаяние — он решил вернуться к работе по найму. Однако его остановил Брайан, которому выдержка не изменила. Брайан сказал: «Ты будешь идиотом, если бросишь все сейчас. Подожди еще пару месяцев». И как показало будущее, оказался прав.
Уже в октябре 2011-го пользователи WhatsApp каждый день отправляли друг другу около миллиарда сообщений. К августу 2012-го количество сообщений увеличилось до десяти миллиардов ежедневно. Количество пользователей сервиса к этому времени превышало 250 миллионов человек. Это приложение прозвали киллером SMS. Ведь концу 2012-го в мире отправлялось около 22 миллиардов SMS-сообщений в день, а WhatsApp достиг 50 процентов этого показателя всего за три года. При этом SMS сообщения платные, а WhatsApp передает текст, картинки, звук и видео совершенно бесплатно.
Сейчас на дворе февраль 2013 года. И вот, последняя новость: Facebook купил сервис WhatsApp за 19 миллиардов долларов. Да-да, вы не ослышались — именно миллиардов. Ян и Брайан неплохо заработали.
Сейчас компания WhatsApp разрослась аж до 100 человек. На офисе нет вывески, как и в самом WhatsApp нет рекламы. Да и зачем нужна вывеска? Миллиарды говорят сами за себя.
Все есть в этой сказке, которая стала былью: трудное детство, надежды, отчаяние и в конце — великолепный приз. Тем же, кто сказки любит, положено извлекать урок. И даже не один, а несколько уроков. Вот они.
- Неважно, где и кем ты родился. Важно, в какой среде ты растешь и развиваешься.
- Потерянные миллионы — это бесценный опыт, который потом превращается в миллиарды.
- Для кого-то iPhone — дорогая игрушка, а для кого-то — ключ которым открываются двери в будущее.
- Свое дело, каким бы простым и маленьким оно не выглядело вначале — лучше чем работа по найму.
- Никогда, никогда нельзя бросать начатое, если даже ничего не получается и возникает соблазн все бросить.
- Делай то, что нужно людям. Чтобы им было удобно. Нет рекламы, понятный интерфейс, программой легко пользоваться любой блондинке — таков WhatsApp.
- Добавленные услуги (Value Added Services, VAS) — это вещь. Традиционные операторы связи этого так и не поняли и пролетают мимо кассы.
И последний урок. Не взяли на работу в Facebook? Не беда. Получи с Facebook 19 миллиардов долларов и этот неприятный осадок быстро рассосется.
Ответить